В Москве все популярнее телефонное хулиганство. Но невинная шалость постепенно превратилась в настоящий садизм.
Столичный двор. Из подъезда выходит пенсионерка, рядом внучка. Внезапно раздается вопль: «Пацаны, это она! Окружай!» С лавок на детской площадке вскакивают шестеро здоровых лбов. В руках у каждого - видеокамера.
- Эй, Зинка! - орут старушке в спину, перемахивая через заборчик. - Обернись, старая с...а, покажи личико!
Женщина, затравленно оглядываясь по сторонам:
- Что вам надо, анафемы? Твари! Ненавижу!
Парни берут ее в кольцо - наводят крупный план. Пенсионерка кричит одновременно и на подростков, и на внучку. Девочка плачет, бабушка тащит ее за руку к остановке. «Папарацци», радостно улюлюкая, бегут впереди. Вдруг старушка с перекошенным лицом бросается на одного из них, пытаясь вырвать камеру. Парни отступают - лучший кадр снят.
- Это была хорошая охота! - комментирует один из молодчиков на камеру другому.
Так выглядят забавы пранкеров. Вообще-то изначально пранкеры - это хулиганы телефонные. Они есть во всем мире, а их шутки безобидны. Набрал наобум номер, спросил какую-нибудь глупость, посмеялся, набрал следующий. Но только не в России.
- У нас это движение приобрело уродливую форму, - говорит сотрудник Центра русского фольклора Михаил Алексеевский, который исследует сообщество. - Наших пранкеров не интересуют просто розыгрыши. Обзванивая случайных абонентов, они ищут свою «великую жертву», которую потом будут терроризировать годами.
Главное качество потенциальной жертвы - неадекватность. Если человек на провокационный вопрос: «Вы заказывали проституток?» - начинает орать дурным голосом и плеваться в трубку, считай попал. «Попадают» в основном пенсионеры. Они раздражительны, щедры на заковыристый мат. Такого и берут в оборот. Номер телефона выкладывают на сайт пранкеров. Уже через минуту бедолаге наяривают подростки со всей России. Идет что-то вроде конкурса: кто сделает лучший пранк - файл с записью разговора, где жертва воет от злости. Но надо спешить - жертвы быстро выдыхаются, швыряют трубку.
Но если прошел месяц-другой, а человек все еще на связи, его назначают «великой жертвой». Они на вес золота. У московских пранкеров таких всего пара десятков. И их судьба незавидна. Их регулярно караулят у подъезда, доводя до полного исступления и провоцируя на возможно более бурную реакцию. Чем подобные издевательства могут обернуться для не слишком здоровых пожилых людей, представить нетрудно.
Как не стать жертвой
1. Не поддавайтесь на провокацию. Услышав в трубке идиотский вопрос, скучным голосом протяните: «Вы ошиблись номером». Позвонят еще раз - повторите то же самое, но еще более вяло. Пранкеров не интересуют зануды.
2. Если вы все-таки сорвались и вам перезванивают, положите трубку. Один раз, два, десять. Они потеряют к вам интерес.
Трудно ли их вычислить?
Запутывая следы, пранкеры чаще звонят с помощью Skype и карточек IP-телефонии. Но вычислить их можно.
- В IP-телефонии система такая: сначала клиент дозванивается на СКТ (система карточной телефонии), - говорит пресс-секретарь «Билайн» Ксения Корнеева, - потом, используя голосовое меню, сообщает нужную информацию для соединения. После этого СКТ уже от своего имени совершает звонок на указанный номер. Все устроено так, что СКТ знает номер звонящего абонента, но не передает его дальше. Однако мы, конечно, можем выяснить этот номер.
Если человек использует Skype, то в этом случае, по словам специалистов, можно установить местонахождение компьютера, с которого выходили на связь. Но в случае с пранкерами это может оказаться интернет-кафе, и тогда уже следствию придется потрудиться, выясняя, кто сидел за компьютером. Но всю эту информацию компании имеют права предоставлять лишь по запросу правоохранительных органов.
Можно ли посадить моральных садистов?
- Если они звонят, но не оскорбляют, то нельзя, - говорит адвокат Александр Домкин. - Если же в адрес абонента позволяют себе мат, то это уже уголовно наказуемое дело. Статья № 130 УК («оскорбление»). Она предусматривает штраф до 40 тысяч рублей или исправительные работы до полугода. Но тут тонкий момент. Это статья так называемого частного обвинения. Милиция не возбуждает по ней дела. По идее человек должен сам обратиться в суд и предоставить доказательства обвинения, сам найти телефонных хулиганов. Чисто теоретически по просьбе гражданина милиция обязана ему в этом помочь. Но на деле... Что же касается преследования человека с видеокамерой, то это подпадает под статью Административного кодекса «мелкое хулиганство» (штраф до 2,5 тысячи рублей). К сожалению, наш закон фактически не охраняет частную жизнь человека. На Западе все по-другому, и там такой террор невозможен.